Мария Комыса (Mariama Del Mar): «Каждое мгновение меняясь, транслируя и отражая, мы взаимодействуем с пространством. Для меня разные техники и традиции являются языками, а зная ещё один язык ты можешь понять ещё один мир…
С огромным уважением используя свойства камней, металла, дерева, глины и пигментов, я обращаюсь к любимым темам реальности легенд и чудес в реальной жизни.
В миниатюрах мне интересно прослеживать влияние религии, личностей и природы на целые страны и архитектурные стили, в монументальном искусстве, мозаике мы работаем в соответствии с архитектурой, наполняя её образами или даже зрительно изменяя. Портрет — от внешнего и материального к внутреннему образу человека. А будет это фреска, линогравюра или ювелирка — зависит от конкретного ощущения задачи.
Танец, от буто, трайбл до фламенко — также неотьемлемая часть моей жизни.
Художник Мария Комыса известна под творческим псевдонимом Mariama Del Mar, и имя ее в искусстве говорит о многих предпочтениях автора. Ее вдохновение ведет туда, где воздух пропитан ароматами морей, океанов, чувственных цветов и фруктов, в страны древних культур и старинных традиций. Но более, чем экзотика мест, художника влечет тема истоков, неизведанного, архаика, что отражается и в ее живописи, и в графике и в монументальных работах. И эта четкая линия прослеживается во всем многообразии форм художественных поисков Марии, не ограничиваясь только изобразительным искусством. Мария создает хореографические композиции, для которых придумывает и костюмы и образы, как продолжение своих художественных исследований.
Об авторе:
Мария Комыса родилась в Москве, получила академическое образование в МАХЛ РАХ, МГАХИ им Сурикова (монументальная мастерская, проф. Е.Н. Максимов), жила в Турции, путешествовала по Испании, Марокко и другим странам
Член МСХ (Московский Союз Художников, монументальная секция)
В своем творчестве использует разные техники — от миниатюр и линогравюры до мозаики и витражей. Участница многочисленных союзных и молодежных выставок
Персональные выставки:
La Vida mia (2013 г.) Карнеги холл
«Двери Земли» (2019 г.)
«Старинные города Турции» (2019 г.)
‘Сarpe Diem’ (2019 г.) Клуб Алексея Козлова
Выставка «Буква Странника» в Государственном Музее Востока в Москве (2021 г.)
Выставка в Главном Государственном Музее им М.В Нестерова в Уфе (2021 г.) и др..
Многогранность интересов: история стилей, прикладное, монументальное искусство, музыка, керамика, танец, станковая живопись и графика позволяют художнику свободно экспериментировать, используя разные технологии и традиции, наполняя работы яркими чувствами и образами далеких стран.
В экспозиции «Индия, любовь моя», которая пройдет в Выставочных залах города Владимира с 6 апреля до 4 июня, Мария Комыса представит несколько своих работ, среди которых триптих «Священные деревья»:
«Баньян», 40х66см, китайская бумага для каллиграфии
«Ашваттха», 43х66, китайская бумага для каллиграфии, дикая глина
«Шивадрума», 46х66см китайская бумага для каллиграфии, дикая глина
Все работы созданы в 2023 году
Также представлена работы «Пять Священных Животных», 66х131 см, китайская бумага для каллиграфии, дикая глина, год создания — 2023
Мария Комыса (Mariama Del Mar) об истории создания и символизме своих работ:
Баньян.
Ficus bengalensis.
В индуизме ассоциируется с бессмертием и продолжением рода из-за огромных воздушных корней, которые, спускаясь на землю, образуют новые опоры дереву. Баньян разрастается, подобно живому храму с колоннами.
В религии баньян чаще всего ассоциируют с Кришной. Также считается, что баньяны способны становится обителью якши — представителей невидимых сил природы, духов. Деревьям приносят дары, просят благословения. Во многих регионах страны баньяны обожествляют, женщины ходят к таким деревьям просить детей и благословения.Самое известное дерево Баньян располагается в Аллахабаде — его имя Акшаяват Тиртхарадж. Считается, что это дерево является свидетелем творения мира.
Мария Комыса (Mariama Del Mar): В индуизме, джайнизме и буддизме главным считается дерево пипал (ашваттха) или дерево бодхи (Ficus religiosa).
Оно носит статус священного в данных религиях, под ним медитируют, располагают алтари. Если дерево находится при храме, вокруг него обязательно будет совершаться прадакшина. Также пипал считается олицетворением троицы главных богов — Вишну, Брахмы и Шивы, и является местом рождения священной реки Сарасвати. Также пипал служит символом предков. Именно под «фикусом религиозным» достиг просветления Будда. Во время некоторых индийских праздников, например, во время фестиваля Ват Пурнима, дерево пипал многократно обвязывают красной нитью.
Самые известный представитель этого растения — дерево бодхи в Бодхгайе.
Мария Комыса (Mariama Del Mar): Каменное яблоко, Шивадрума, Бенгальская айва (Aegle marmelos) — дерево Бога Шивы и его поклонников. Трилистник бильвы считается самым лучшим подношением, которое можно преподнести на шивалингам. Более того, шиваиты уверены, что любое поклонение Махадеву (от домашней пуджи до храмомой церемонии) не будет завершенным, пока ему не будут предложены листья или плоды бильвы. Дерево Баэль упоминается в Ригведе как место жительства Богини Лакшми. Шивапурана утверждает, что дерево Бильва — это проявленная форма Шивы, но в других текстах также встречается версия, что каждая бенгальская айва — это часть энергии Деви Сати — жены Шивы. Атхарваведа называет Бильву настолько ценной, что его нельзя использовать для разведения костра.
Танец «Сражение Бабочки»
Мария Комыса (Mariama Del Mar) о своем танце «Сражение Бабочки»: «Эта хореография происходит от очень глубинных ощущений, через звучание ритуальных инструментов (tagelharfa , ritual drum). О хрупкости и ценности жизни. Об обреченности на смерть всего, когда либо созданного. О восприятии пути как сражения, а сражения как танца, где через наслаждение и боль надо идти вперёд, трансформируясь, оставаться собой каждую секунду.
Костюм для этого танца придуман и сшит по моему эскизу, расписан мной вручную. Для макияжа использован пигмент, уголь из специального костра».